Важно прочитать эту статью, чтобы погрузиться в удивительный мир итальянского Возрождения и узнать о жизни и творчестве выдающегося скульптора Донателло, чьи произведения оказали огромное влияние на развитие искусства.
Биография Донателло
Донателло появился на свет ок. 1386 года во Флоренции. Он рос и воспитывался в семье состоятельного чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. Когда будущему скульптору было около 14 лет не стало его отца.
В результате, Донателло пришлось самостоятельно содержать себя. В данный период биографии он начал обучаться в мастерской художника и скульптора Биччи ди Лоренцо. Стоит отметить, что юноше покровительствовал богатый банкир Мартелли.
Под предводительством Лоренцо Донателло овладел техникой бронзового литья. В 1404 г. он отправился в Рим, чтобы окончить свое художественное образование. Здесь его наставником был Лоренцо Гиберти. В числе первых работ парня был горельеф изображающий Благовещение.
К слову, под горельефом следует подразумевать разновидность скульптурного выпуклого рельефа, где изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема изображаемых частей.
Мнение эксперта:
Донателло, итальянский скульптор эпохи Возрождения, вызывает восхищение у экспертов искусства. Его работы, такие как “Давид” и “Пророки” в Соборе Санта-Мария-делла-Фьоре во Флоренции, отличаются изысканной техникой и глубоким пониманием человеческой фигуры. Эксперты отмечают, что Донателло был первым скульптором, который воспринимал античное наследие не как просто источник вдохновения, а как основу для развития новых идей и техник. Его работы оказали значительное влияние на развитие скульптуры и искусства в целом, и по сей день вызывают восхищение и вдохновляют новое поколение художников.
Творчество
В последующие годы биографии Донателло продолжал совершенствовать свою технику, находясь в поисках новых скульптурных решений. Вскоре он стал брать заказы от городских властей, на создание барельефов и скульптур, предназначенных для разных административных и религиозных зданий.
В 1415-1416 гг. мастер трудился над скульптурой святого Георгия-Победоносца, предназначенной для церкви Орсанмикеле. Как правило, данного персонажа изображали на коне и с копьем, которым он пронзал дракона.
Однако Донателло показал Георгия в другом образе, которому были присущи черты реализма. Статуя имела изящные пропорции тела, которые наглядно демонстрировали красоту мужского силуэта. Его Георгий-Победоносец, опирающийся на щит и смотрящий в даль, был молод, привлекателен, спокоен и уверен в собственном превосходстве.
В период биографии 1416-1432 гг. скульптор продолжал брать заказы от местных властей на создание статуй библейских святых. В его ранних работах прослеживались позднеготические веяния, однако позже он стал все чаще прибегать к реализму античности и позднего Возрождения.
Мраморные скульптуры Донателло стали все больше похожи на реальных людей. Им были присущи портретность, пластика, природная грация и индивидуальность. В скором времени он совместно с архитектором Бартоломмео ди Микелоццо начал создавать надгробие для гробницы папы Иоанна XXIII.
В результате, Донателло и Микелоццо создали образец оформления подобных памятников, которого в дальнейшем придерживались другие мастера. Стоит заметить, что Донателло стал автором лежащей фигура Иоанна XXIII, тогда как над гробницей трудился Микелоццо.
В 1420-е годы Донателло нередко обращался к технике бронзового литья, представив несколько шедевров, положивших начало целому направлению в скульпторе в период Возрождения. Пиком его творчества в данном виде техники считается отлитая им в 1430-1432 гг. вторая статуя Давида.
Давид, одержавший победу над Голиафом, был представлен Донателло в обнаженном виде. Одна его нога стояла на земле, а вторая на голове побежденного великана. Ключевая особенность этой работы состояла в том, что статуя Давида была рассчитана для кругового обзора, чего не было со времен античного мира.
В середине 1440-х годов Донателло обосновался в Падуе. Здесь он продолжал создавать скульптурные портреты, конные статуи и барельефы для соборов. Падуанский период считается пиком расцвета в авторском творчестве мастера.
Отдельного внимания заслуживают портретные бюсты Донателло, который буквально воскресил этот скульптурный жанр. Ему удавалось крайне точно изображать настроения и характер своих персонажей. Помимо этого, он умел с поразительным умением передавать духовную сторону своих героев.
Пытаясь придать изображениям реалистичность, Донателло уделял большое внимание объему и детализации переднего плана. Придание глубины своим работам он осуществлял посредством архитектурного приема, объединяя линии в единую точку на «горизонте».
Среди последних произведений Донателло выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн» (1456) и статуя Марии Магдалины, которая была представлена им в образе пожилой и изможденной женщины, с запавшими глазами и грустным лицом.
Личная жизнь
О личной биографии Донателло фактически ничего не известно. Возможно он был настолько поглощен работой, что не видел себя в качестве семейного человека.
Имя | Прозвище | Известные работы |
---|---|---|
Донателло | Донато ди Никколо ди Бетто Барди | Давид, Юдифь, Святой Георгий, Мадонна Пацци |
Андреа Верроккьо | Андреа ди Микеле Чоне | Давид, Всадник, Неверие Фомы, Распятие |
Сандро Боттичелли | Алессандро Филипепи | Рождение Венеры, Весна, Марс и Венера, Паллада и Кентавр |
Опыт других людей
Донателло – это один из самых талантливых и влиятельных скульпторов эпохи Возрождения. Его работы восхищают своей изящностью и мастерством. Люди отмечают его уникальный стиль и способность передать глубокие человеческие эмоции через мрамор и бронзу. Великий флорентиец оставил неизгладимый след в истории искусства, и его работы продолжают вдохновлять и восхищать людей по всему миру.
Смерть
Начиная с 1453 г. скульптор проживал в родной Флоренции и, очевидно, серьезно болел. Тем не менее, он трудился до конца своих дней. Донателло умер в 1466 году и был похоронен с большими почестями.
Фото Донателло
Если вам понравилась краткая биография Донателло – поделитесь ею в соцсетях.
Частые вопросы
Чем знаменит Донателло?
Наряду с Леоном Баттистой Альберти, Филиппо Брунеллески и Мазаччо считается одним из основоположников нового ренессансного искусства, в частности ренессансной монументальной скульптуры и рельефа, а также жанра скульптурного портрета. Известен под прозванием «Донато флорентиец» (Donato fiorentino).
Кто такой Донателло из Черепашек ниндзя?
Donatello), Дон (англ. Don) или Донни (англ. Donnie) — один из четырёх главных героев франшизы «Черепашки-ниндзя». В большинстве адаптаций Донателло третий по старшинству среди братьев-мутантов, а также заместитель лидера в лице Леонардо.
Что было у Донателло?
Леонардо (Leonardo) пользуется двумя катанами, в отдельных случаях ружьем и алмазитовой катаной. Рафаэль (Raphael) пользуется двумя кинжалами-сай. Донателло (Donatello) пользуется шестом-бо, в отдельных случаях шестом-бо с интерфейсом с электрическим разрядом.
Где стоит Давид Донателло?
Оригинал шедевра сейчас находится в Национальном Музее Барджелло во Флоренции. Давид, по всей вероятности, был создан для внутреннего двора Палаццо Медичи по случаю бракосочетания Лоренцо Великолепного с Кларисой Орсини в 1469 г.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите биографию Донателло, чтобы понять его вклад в искусство и историю итальянского Возрождения.
СОВЕТ №2
Посетите музеи и галереи, где выставлены работы Донателло, чтобы увидеть их своими глазами и почувствовать влияние его творчества.
СОВЕТ №3
Изучите технику и стиль работы Донателло, чтобы лучше понимать его художественное наследие и влияние на последующие поколения художников.