Эксперимент Третья Волна

Эксперимент Третья Волна – это захватывающая история, которая позволяет нам погрузиться в мир психологии и социальных экспериментов. Важно прочитать эту статью, чтобы понять, какие факторы могут повлиять на поведение людей в условиях экстремальных ситуаций, и какие уроки мы можем извлечь из этого исследования для современного общества.

Идея эксперимента «Третья волна»

Этот уникальный эксперимент был проведен весной 1967 г. в обычный школе Пало-Альто, что в
Калифорнии. Участниками эксперимента стали ученики 10 класса, то есть школьникам было приблизительно по 16 лет.

Инициатором самой идеи был простой школьный преподаватель по истории Рон Джонс. Ему хотелось понять причины человеконенавистнического поведения немцев в годы национал-социализма. Эксперимент должен был длиться одну неделю.

С первого же дня Рон Джонс поставил перед учениками жесткие правила, а сам стал главой неформальной молодежной группировки. Удивительно, но никто из учеников, в том числе и взрослые, не препятствовали ему в его действиях.

Рон Джонс

Ron-Dzhons-E`ksperiment-Tretya-Volna

В силу некоторых причин, о которых мы скажем позже, эксперимент был прекращен на пятый день. Однако и этого хватило, чтобы педагог продемонстрировал ученикам то, насколько легко и просто они поддались его влиянию.

По его мнению, их беспрекословное подчинение ему в течение всех 5 дней совершенно ничем не отличалось от поведения немецких граждан в отношении их фюрера.

Мнение эксперта:

Эксперимент Третья Волна вызвал большой интерес у многих специалистов. Он показал, как легко люди подчиняются авторитету и могут терять свою индивидуальность в массе. Эксперты отмечают, что данное исследование является важным шагом в понимании поведения людей в коллективе. Они подчеркивают, что результаты эксперимента подчеркивают необходимость критического мышления и самостоятельности в принятии решений. Эксперты считают, что уроки, вынесенные из этого эксперимента, могут быть полезны для понимания социальных процессов и развития личности.

Третья Волна [Неэтичные эксперименты#1] feat. МудренычТретья Волна [Неэтичные эксперименты#1] feat. Мудреныч

Как проводился эксперимент «Третья волна»

Все началось с того, что однажды Рону Джонсу, один из его учеников задал вопрос, посвященный Второй Мировой войне. Школьник хотел понять, почему жители Германии делали вид будто ничего не происходит, хотя они прекрасно знали о концлагерях, пытках, издевательствах и многих других вещах. В итоге преподаватель решил детально разобрать эту проблему, посвятив ей целую неделю.

Понедельник

В понедельник Рон объяснил своим ученикам «силу дисциплины». Затем он приказал им принять смирное положение, так как это способствует лучшему усвоению знаний. После этого он неоднократно заставлял их вставать и садиться в новом положении, а также выходить из класса, а затем сразу заходить обратно, но уже тихо и смирно.

Удивительно, но ученики с немалым удовольствием выполняли требования Рона. Когда Джонс стал заставлять старшеклассников давать четкие и лаконичные ответы на свои вопросы, он снова не увидел никакого сопротивления.

Мало того, даже самые пассивные и малозаметные ученики стали проявлять инициативу в этом плане. Так закончился первый день эксперимента.

Вторник

Во вторник ученики уже заходили в класс по новым правилам, в чем и проявлялось их так называемая «сила единства». По команде преподавателя все дружно скандировали лозунг: «Сила в единстве, сила в общности».

В эмоциональном плане у участников эксперимента наблюдалось воодушевление, особенно когда они стали замечать, как сплочена и сильна их группа.

После завершения уроков Рон Джонсон показал своим подопечным новое приветствие, которым они с этого момента должны были приветствовать друг друга. Для этого нужно было изогнуть правую руку и поднять ее к плечу.

Данный жест они назвали «Салютом Третьей Волны». Теперь все ученики приветствовали друг друга только таким образом.

Среда

В среду к школьникам добровольно присоединились еще 13 человек. Тогда Рон Джонс объявил о выдаче членских билетов.

На занятиях учитель рассказал о силе действия. То есть о том, что если соперничать индивидуально, то это часто может приводить к низкой продуктивности, но если заниматься работой всей группой, то качество обучения будет намного выше.

После этого он стал говорить о том, что молодым людям следует создать проект знамени «Третьей волны» и рассказать о нем другим ученикам. Еще школьники должны были назвать имя какого-нибудь другого учащегося, которого бы им хотелось видеть в своих рядах.

Рон приказал трем старшеклассникам докладывать ему о тех, кто будет нарушать устав «Третьей волны» или даже просто критиковать его. Удивительно, но на призыв откликнулось около 20 человек, которые добровольно «стучали» на своих приятелей.

Один из учеников, имеющий низкие способности к обучению, но крепкое телосложение, сказал своему лидеру о том, что с сегодняшнего дня он будет его телохранителем. В результате, этот школьник стал ходить за Джонсом по всей школе, куда бы тот ни пошел.

Казалось бы, эксперимент проходил вполне успешно. Но три ученицы-отличницы, знания которых оказались невостребованными в странном эксперименте, рассказали о «Третьей волне» своим родителям.

В итоге к Рону позвонил один раввин, которого в целом успокоил ответ относительно того, что школьники просто занимаются изучением немецкого
типа личности. Раввин даже сказал, что постарается объяснить ситуацию родителям пожаловавшихся учениц.

Учителя невольно смущало то, что ему никто не оказывает никакого противодействия даже среди взрослых. К тому же сам директор школы при встрече с Джонсом стал приветствовать его «Салютом Третьей Волны».

Четверг

Когда в четверг утром Рон пришел на работу, он обнаружил возле класса отца одного из учеников. Тот был вне себя от ярости, когда узнал от сына о том, что за эксперимент затеял экстравагантный учитель. Как выяснилось позже, этот мужчина был во время Второй Мировой войны узником одного из немецких лагерей.

Дело принимало серьезный оборот, что не могло не беспокоить Джонса. Поэтому он решил как можно быстрее закончить эксперимент. Для этого он пояснил ученикам силу гордости.

К этому дню в аудитории уже собиралось 80 школьников. Рон сказал им о том, что все они являются частью общенациональной молодежной программы, целью которой было проведение новых политических преобразований во имя народа.

Tretya-Volna

Далее педагог отдал приказ 4 «конвоирам» выгнать из аудитории и отправить в библиотеку 3 учениц, которые критически относились к «Третьей волне», ведь их преданность важному для всех эксперименту была под большим сомнением.

После этого он рассказал школьникам о том, что в других регионах государства также существует множество подразделений «Третьей волны». Затем он добавил, что в пятницу по телевидению выступит лидер их общего движения и сделает важное заявление о баллотировании на пост президента США.

Пятница

В пятницу ровно в 12 часов дня в зале собралось около 200 школьников, среди которых были и представители других молодежных субкультур. Единомышленники Джонса бегали по коридорам и аудиториям, изображая из себя журналистов и репортеров.

Когда телевизор был включен на экране не оказалось никакого изображения, что привело учеников в недоумение. Наблюдая за волнениями, Рон Джонс объявил о том, что не существует никакого общественного движения, а сами они оказались жертвами манипуляции, лишившись собственного мнения:

«Вы думали, что вы

избранные, что вы лучше тех, кого нет в этой комнате. Вы продали свободу за удобства, которые дают дисциплина и превосходство. Вы решили отказаться от собственных убеждений и принять волю группы… Но к чему вы шли? Давайте я покажу вам ваше будущее!».

С этими словами он включил фильм о нацистской Германии, лагерях смерти и судебных процессах. Завершил он урок следующей мыслью:

«Если нам удалось полностью воспроизвести немецкий менталитет, то ни один из вас никогда не признается, что был на последнем сборе «Третьей волны». Так же как немцам, вам будет трудно признаться самим себе, что вы зашли настолько далеко».

Учитель дал им понять, что точно так вели себя и немцы во время существования Третьего Рейха. Когда школьники осознали все сказанное Джонсом, они стали покидать зал в полной подавленности. Некоторые из учеников плакали.

Интересные факты

  1. Эксперимент был разработан учителем истории Роном Джонсом в 1967 году в средней школе “Пало-Альто” в Калифорнии. Джонс хотел продемонстрировать своим ученикам, как легко распространяется фашизм и с какой легкостью люди могут попасть под его влияние.
  2. Эксперимент начался с банального: Джонс разделил класс на группы и назначил им лидера. Затем он ввел строгую дисциплину и начал пропагандировать идеологию, основанную на превосходстве белой расы и неприятии к иным. Отношение между участниками изменилось. Возникло четкое разделение на “своих” и “чужих”.
  3. Через несколько дней Джонс признался ученикам, что эксперимент был постановочным. Это вызвало бурную реакцию у школьников: многие испытали шок, гнев и разочарование. Однако, некоторым эксперимент помог осознать, насколько тонкой и зыбкой может быть граница между нормальностью и тоталитаризмом, сформировав у них устойчивость к манипуляциям и понимание необходимости критического мышления.
"Третья волна". Суть эксперимента. Документальный фильм“Третья волна”. Суть эксперимента. Документальный фильм
Событие Дата Подробности
Начало эксперимента 3 апреля 1967 года Рон Джонс, учитель истории в средней школе Купертино в Калифорнии, начал эксперимент “Третья волна” с целью продемонстрировать своим ученикам, как легко люди могут быть манипулированы и превращены в конформистов.
Движение “Третья волна” набирает силу 4-5 апреля 1967 года Джонс убедил своих учеников, что “Третья волна” – это реальное движение, которое стремится изменить мир к лучшему. Он разработал сложные ритуалы и символы для движения, а также создал систему награждения и наказания.
“Третья волна” достигает пика 6 апреля 1967 года Движение “Третья волна” становится настолько популярным в средней школе Купертино, что в него вступают более 200 учеников. Джонс объявляет, что “Третья волна” вот-вот будет распущена, но некоторые ученики отказываются покидать движение.
Эксперимент “Третья волна” завершается 7 апреля 1967 года Джонс раскрывает своим ученикам, что “Третья волна” была фальшивкой, и объясняет им, как они были манипулированы. Некоторые ученики потрясены и растеряны, но большинство понимает, что эксперимент был ценным уроком о человеческом поведении.

Опыт других людей

“Эксперимент Третья Волна” вызывает много интереса у людей. Они отмечают, что это увлекательное исследование, позволяющее погрузиться в атмосферу социального эксперимента. Многие высказывают мнение, что данное исследование позволяет лучше понять динамику взаимодействия внутри группы и влияние авторитарных структур на поведение людей. В целом, отзывы о “Эксперименте Третья Волна” положительные, и многие рекомендуют его к просмотру как интересный и познавательный материал.

Последствия эксперимента

О «Третьей волне» достаточно долго ничего не говорилось во многом из-за того, что ученики испытывали стыд из-за своих поступков в отношении друг к другу.

Интересен факт, что Рона Джонса через два года уволили с работы, отказавшись продлевать с ним трудовой контракт. Дело в том, что администрация школы не разделяла антивоенных взглядов своего коллеги.

В 70-х г. Рой Джонс подробно описал свой эксперимент в книге. В 1981 году появилась кинолента «Волна», а также был опубликован одноименный роман, в котором за основу были взяты реальные события эксперимента.

В 2008 году по мотивам этих событий, была снята кинокартина «Эксперимент 2: Волна». В 2011 году в Америке вышел документальный фильм «Lesson Plan», в котором интервью давали бывшие участники эксперимента «Третья волна».

Если вам понравилась статья про психологический эксперимент «Третья Волна» — поделитесь ею в социальных сетях.

Если же вы вообще любите
интересные факты
– подписывайтесь на сайт любым удобным способом. С нами всегда интересно!

Почему россияне не протестуют — объясняет старый эксперимент (English subittles) @Max_KatzПочему россияне не протестуют — объясняет старый эксперимент (English subittles) @Max_Katz

Частые вопросы

Что представляет собой Эксперимент Третья Волна?

Эксперимент Третья Волна был социальным экспериментом, проведенным в 1967 году в одной из средних школ в Калифорнии. Учитель истории Рон Джонс провел эксперимент, чтобы показать своим ученикам, как легко может возникнуть диктатура и подавление индивидуальности.

Каковы были основные результаты Эксперимента Третья Волна?

Основные результаты эксперимента показали, что под влиянием сильного лидерства и чувства принадлежности к группе, ученики быстро приняли авторитарные и диктаторские методы управления. Эксперимент также показал, что даже в свободном обществе люди могут поддаваться давлению и принимать неправильные решения.

Полезные советы

СОВЕТ №1

При чтении статьи “Эксперимент Третья Волна” обратите внимание на описание методики и результаты эксперимента, чтобы лучше понять его суть и значение.

СОВЕТ №2

После прочтения статьи обсудите ее с друзьями или коллегами, чтобы услышать разные точки зрения и поделиться впечатлениями.

Оцените статью
Склад фактов
Добавить комментарий