Важно прочитать эту статью о Франсиско Гойя, чтобы погрузиться в удивительный мир испанского художника, узнать его биографию, факты из жизни и творчества, а также увидеть фотографии его известных произведений. Франсиско Гойя – это фигура, которая оказала огромное влияние на развитие искусства, и его история заслуживает внимания каждого, кто интересуется живописью и историей искусства.
Биография Франсиско Гойи
Франсиско Гойя родился 30 марта 1746 г. в испанском городке Фуэндетодос. Он рос и воспитывался в семье Хосе Гойя и его жены Грасии Лусьентес. Глава семейства был признанным мастером по золочению. У своих родителей он был младшим из 3-х сыновей.
Детство и юность
В детские годы Франсиско, наряду с братьями, получил далеко не самое лучшее образование. В связи с этим, он всю жизнь писал с грамматическими ошибками. В юности он стал обучаться в мастерской живописца Лусана-и-Мартинеса.
В это время биографии Гойя начинает развивать свои художественные таланты, вследствие чего в 17-летнем возрасте принимает участие в конкурсе на лучшую живописную копию гипсового малоазиатского божества Силена. Тем не менее, за его работу не было отдано ни единого голоса.
Спустя 3 года Франсиско отправился в
Мадрид, где его ожидал еще один провал на конкурсе в Академии Сан-Фернандо. Тогда же он исследует картины придворных художников, продолжая совершенствовать свое мастерство.
Мнение эксперта:
Франсиско Гойя – выдающийся испанский художник, чье творчество оказало значительное влияние на развитие искусства. Эксперты отмечают, что его работы отличаются уникальным стилем, глубоким содержанием и острым общественным восприятием. Гойя известен своими портретами, аллегорическими композициями и серией “Черная памятка”, в которой он выразил свое отношение к политическим и социальным проблемам своего времени. Его творчество вызывает интерес и восхищение как среди профессиональных художников, так и среди широкой публики, и продолжает вдохновлять исследователей и творцов век за веком.
Живопись
Биографы практически не знают о жизни Франсиско Гойи в период 1766-1770 гг. Стоит заметить, что в этот момент он находился в Риме. Очевидно, здесь он продолжал изучать и копировать полотна великих живописцев.
В начале 1771 г. Гойя участвовал в очередном конкурсе Пармской академии, где представлялись полотна с античной тематикой. Работа молодого художника подверглась критике за «резкие тона», при этом он получил немало положительных отзывов, за «грандиозный характер выписанной им фигуры
Ганнибала
».
В результате, Франсиско получил 2-ю премию Пармской академии художеств. Относительно первой премии, сейчас нет никакой информации. Достигнув определенного успеха, Гойя смог обратить на себя внимание некоторых представителей духовенства.
Вернувшись в Сарагосу, Франсиско начал расписывать фрески в храмах. Его работы вызвали у заказчиков восхищение, вследствие чего ему доверили расписать ораторий дворца Собрадиэль. К тому моменту биографии у него появился видный покровитель в лице Рамона Пиньятелли.
С 1772 по 1774 год Гойя создавал цикл из 11 крупных фресок, посвященных жизни Девы Марии. После этого он снова уехал в Мадрид, где окончательно обосновался в 1775 г. Здесь он трудился над созданием серии панно, для столовой принца Астурийского.
Наиболее успешными панно Франсиско становятся «Драка в харчевне», «Маха и маски», «Запуск змея» и «Зонтик». В конце 1770-х годов он занимался гравированием полотен Веласкеса, а также представил королю 4 своих картины, которые были приняты с одобрением.
В следующем десятилетии Гойе поступали заказы на портреты от разных высокопоставленных лиц, что позволило ему сколотить неплохой капитал. Тогда же он стал автором знаковой панорамы Мадрида – «Луг у Сан-Исидро». К тому моменту биографии он имел репутацию одного из ярчайших портретистов своего времени.
В 1786 г. Франсиско стал придворным художником Карла III. После смерти монарха в 1789 г., его преемник Карл IV оставил живописца на должности и к тому же, увеличил ему жалование. Через несколько лет он был избран почетным директором Академии Сан-Фернандо.
В 1799 г. король сделал Гойю своим первым живописцем. В новом тысячелетии он продолжил создавать свои шедевры. Он написал «Портрет семьи Карла IV», выполненный в натуральную величину. Эксперты отметили, что художник изобразил 14 членов семейства с поразительной психологической точностью.
Тогда же Франсиско создал известную картину «Маха обнаженная», серию офортов «Капричос» и «Бедствия войны», а также ряд портретов разных известных личностей.
Интересные факты
- Франсиско Гойя был придворным художником испанского короля Карла IV и его супруги Марии Луизы де Пармы. Он создал множество портретов королевской семьи и их окружения, а также полотен на исторические и религиозные темы.
- Гойя был первым художником, который изображал сцены из повседневной жизни простых людей. Его картины и гравюры отражали реальность испанского общества конца XVIII – начала XIX веков, со всеми его пороками и добродетелями.
- Гойя был одним из первых художников, кто использовал технику офорта. Он создал серию гравюр под названием “Капричос”, в которых высмеивал глупость и пороки человечества. Эти гравюры были запрещены испанской инквизицией, но все же пользовались большой популярностью.
Личная жизнь
Приятель и коллега Гойя, Франсиско Байеу, познакомил его со своей сестрой по имени Хосефа. Между молодыми людьми сразу вспыхнули любовные чувства, при этом парень не спешил связывать себя узами брака.
Однако, когда девушка забеременела, 27-летний Франсиско был вынужден жениться на Хосефе, которая была младше его на 1 год. Вскоре у пары родился первенец Эусобио, который скончался еще в младенчестве.
Биографы утверждают, что девушка родила по крайней мере еще 5 детей, но выжить удалось только одному из них – сыну Хавьеру. Любопытно, что когда мальчик вырастет, он также станет художником. Когда Гойя получил возможность оказаться в высшем обществе, он уже не обращал на супругу почти никакого внимания, предпочитая ей аристократок.
Справедливо отметить, что Франсиско жил с Хосефой вплоть до ее кончины в 1812 г. За все время он написал только 1 ее портрет. Мужчина никогда не был верным Хосефе. Считается, что у него был роман с герцогиней Альбой, с которой он познакомился в 1795 г.
Когда в следующем году умер муж Альбы, влюбленные несколько месяцев жили вместе. Позднее герцогиня ушла от него к военнослужащему, но потом снова вернулась к художнику. Их отношения продлились примерно 7 лет. И все же, немало биографов ставят под сомнение роман Франсиско и Альбы.
Имя картины | Год создания | Техника |
---|---|---|
“Капричос” | 1797–1798 | Офорт |
“Третье мая 1808 года” | 1814 | Живопись маслом |
“Облик войны” | 1810–1820 | Живопись маслом |
“Черная процессия” | 1819 | Живопись маслом |
“Сатурн пожирающий сына” | 1820–1823 | Живопись маслом |
“Переправу через реку Симанка” | 1815 | Живопись маслом |
“Расстрел повстанцев мадридского предместья Принсипе Пио 2 мая 1808 г.” | 1814 | Живопись маслом |
Опыт других людей
Франсиско Гойя – великий испанский художник, чьи произведения оставили неизгладимый след в истории искусства. Люди говорят о его творчестве как о воплощении гениальности и мастерства. Его живопись вызывает восхищение и восторг, а его серия “Черные картины” поражает своей глубиной и мистической силой. Критики отмечают, что Гойя был великим наблюдателем и психологом, способным передать глубокие человеческие эмоции на холсте. Его работы продолжают вдохновлять и волновать людей по всему миру, оставляя неизгладимый след в сердцах поклонников искусства.
Последние годы и смерть
Осенью 1792 г. мастера поразил серьезный недуг, который привел к полной потери слуха. Одновременно с этим, болезнь вызывала у него мигрень, постоянную физическую слабость, ухудшение зрения и даже кратковременную парализацию.
По мнению специалистов, Гойю могли преследовать последствия запущенного в молодости сифилиса. С каждым годом его самочувствие ухудшалось, а его картины становились все более мрачными. После кончины жены он остался один, переехав в 1819 г. в загородный дом «Кинта дель Сордо».
Тут Франсиско в одиночестве расписывал стены сумрачными фресками. Позднее он познакомился с Леокадией де Вейс, которая ради него согласилась бросить мужа. В 1824 г., опасаясь преследований со стороны новой власти, он решает отправиться во
Францию.
Прожив в стране около 2-х лет Гойя захотел вернуться на родину. Приехав в Мадрид, в разгар послереволюционных событий, он был вынужден снова вернуться во Францию. Франсиско Гойя умер 16 апреля 1828 года в возрасте 82 лет на руках у любящей жены.
Фото Франсиско Гойи
Если вам понравилась краткая биография Франсиско Гойи – поделитесь ею в соцсетях.
Частые вопросы
В каком стиле писал Франсиско Гойя?
Франсиско Гойя является признанным мастером художественного стиля рококо, он был придворным художником испанских королей Карла IV и Фердинанда VII.
Что сделал Франсиско Гойи?
Гойя создал серию фотографий под названием «Капричос» в 1799 году. Даже в своей официальной работе, как полагают исследователи, бросил критический взгляд на своих подданных. Он написал портрет семьи короля Карла IV около 1800 года, которая остается одной из самых известных его работ.
Какую тему раскрывают офорты Франсиско Гойи?
Гойя создавал ее с 1797 по 1799 год. Набор из 80 эстампов мог купить любой желающий. В офортах показаны сцены из испанской жизни. Это сатира на происходящее в стране, людские пороки и слабости — и в то же время попытка принять и осмыслить их.
Чем был болен Гойя?
Гойю разбил паралич, но точно диагностировать болезнь художника долго не удавалось. Только в 2017 году американские ученые установили, что художник страдал синдромом Сусака.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите биографию Франсиско Гойи, чтобы понять контекст его жизни и творчества. Это поможет лучше понять его произведения и воспринимать их более глубоко.
СОВЕТ №2
Посетите выставки или музеи, где представлены работы Франсиско Гойи. Наблюдение за картинами вживую поможет лучше ощутить их эмоциональную и художественную силу.
СОВЕТ №3
Изучите творческие методы и технику Гойи, чтобы понять, как он достигал своих уникальных эффектов в живописи и графике. Это поможет лучше оценить его мастерство и влияние на искусство в целом.