Казимир Малевич – один из самых значительных и влиятельных художников XX века, чье творчество оказало огромное влияние на развитие мирового искусства. Важно прочитать эту статью, чтобы погрузиться в удивительный мир его биографии, узнать факты о его жизни и творчестве, а также увидеть уникальные фотографии, позволяющие лучше понять его величие и вклад в искусство.
Биография Малевича
Казимир Малевич появился на свет 11 (23) февраля 1879 г. в
Киеве. Его отец, Северин Антонович, служил управляющим на сахароваренных фабриках, а мать, Людвига Александровна, занималась домашним хозяйством.
У родителей художника, которые являлись поляками по происхождению, родилось 14 детей, пятеро из которых не дожили до зрелого возраста.
Детство и юность
В детстве и юности Казимир вместе с семьей сменил не одно место жительства, что было связано с работой отца. В период биографии 1895-1896 гг. он обучался в Киевской рисовальной школе.
По словам Малевича, свою первую масляную картину он написал в 16-летнем возрасте. Данное полотно называлось «Лунная ночь». На нем изображалась река с лодкой возле побережья.
Картина очень понравилась приятелям Казимира, один из которых даже предложил продать ее. В результате, «Лунную ночь» отнесли в магазин, где ее довольно быстро купили за 5 рублей. Положением на сегодня, место нахождения дебютной работы мастера остается неизвестным.
В 1896 г. семейство Малевичей обосновалось в
Курске. Тут Казимир устроился чертежником в Управлении Московско-Курской железной дороги. Одновременно с этим он продолжал увлекаться живописью.
Мнение эксперта:
Казимир Малевич, выдающийся художник и теоретик искусства, оказал значительное влияние на развитие абстракционизма и супрематизма в искусстве XX века. Эксперты отмечают, что его работы, такие как “Чёрный квадрат” и “Белый квадрат”, стали символами нового направления в живописи, основанного на принципах геометрии и чистых форм. Малевич провозгласил идею “безпредметного искусства”, стремясь выразить универсальные идеи через абстрактные формы и цвета. Его творчество вызывает постоянный интерес и дискуссии в искусствоведческом сообществе, оставаясь актуальным и вдохновляющим для современных художников.
https://youtube.com/watch?v=HimYv-13xLY
Живопись
В Курске у Казимира Малевича появилось немало друзей, имевших такие же взгляды на художественное искусство. Это привело к тому, что ребята открыли художественный кружок, в котором могли реализовать свои творческие амбиции.
Когда Малевичу исполнилось 19 лет он начал устраивать свои первые выставки. Через несколько лет он решил отправиться в
Москву. В 1905 г. он безуспешно пытался поступить в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
Испытывая материальные трудности, Казимир был вынужден со временем вернуться домой. В следующем году он снова пробовал поступить в то же училище, но и на этот раз провалил экзамены.
В 1907 г. в Москву отправилась мать Малевича. Там ей удалось устроиться заведующей столовой и снять 5-комнатную квартиру. Вскоре женщина продолжила Казимиру и его жене переехать к ней, что и было сделано.
Позднее Людвига Александровна арендовала столовую, которую ограбили в начале 1908 г. Это привело к финансовым дружностям Малевичей, которым пришлось переехать в более скромное жилище. К тому моменту биографии Казимир был работником студии художника Федора Рерберга.
Здесь парню удалось получить новые навыки и набраться опыта. В 1910 г. он принял участие в первой выставке общества художников «Бубновый валет» – крупном творческом объединении авангардистов. После этого он еще неоднократно представлял свои работы на других российских выставках.
Интересные факты
- Черный квадрат был не первым
Самым известным произведением Казимира Малевича, безусловно, является “Черный квадрат”. Однако немногие знают, что Малевич создал целую серию подобных работ, которые он называл “Супрематическими композициями”. Первой из них был “Черный круг” (1913), за ним последовали “Черный крест” (1915) и “Черная полоса” (1916). Если проводить аналогию с музыкальной композицией, то “Черный квадрат” мог бы претендовать на звание “великой коды”.
- Малевич-основатель супрематизма
Супрематизм – направление в абстрактном искусстве, основанное Малевичем в начале XX века. Супрематизм характеризуется использованием простых геометрических форм, таких как квадраты, круги и треугольники. Малевич считал, что супрематизм является высшей формой искусства, поскольку он не изображает реальный мир, а создает свой собственный, универсальный язык.
- Малевич был также писателем и поэтом
Помимо своих художественных работ, Малевич также был плодовитым писателем и поэтом. Он написал несколько книг и статей о своем искусстве, а также многочисленные стихотворения. В своем творчестве Малевич часто размышлял о роли искусства в обществе и о необходимости создания нового, более совершенного мира.
Кубизм и супрематизм
В 1912 г. Казимир Малевич уехал в Мюнхен, где участвовал в двух выставках. После этого он примкнул к группе молодых художников «Ослиный хвост». Работы авангардистов перекликались с творчеством поэтов-футуристов –Хлебникова и Крученых.
Это привело к тому, что Малевич стал автором иллюстраций некоторых книг футуристов. Примерно тогда же, он придумал декорации и костюмы к опере «Победа над Солнцем», которая дважды ставилась в петербургском театре «Луна-парк».
Интересен факт, что декорации художника представляли собой 3-мерное воплощение полотен в виде геометрических фигур. Сам он назвал данные картины – «заумным реализмом» и «кубофутуристическим реализмом».
В своих мемуарах Казимир Малевич вспоминал, что идея «Черного квадрата» появилась именно во время работы над оперой. Свой шедевр мастер «увидел» на заднем фоне декораций.
В 1915 г. Малевич представил свои работы на первой футуристической выставке «Трамвай В», а также издал трактат «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». В этом труде он описал новый жанр авангардизма – супрематизм (от лат. supremus – наивысший), став его основоположником.
По замыслу Казимира цвет брал верх над остальными свойствами живописи. Краска на картинах начинала играть основную, а не второстепенную роль. На супрематических полотнах он стремился уровнять творческую силу человека и Природы.
В последующие годы биографии Малевич брал участие во многих футуристических выставках, на которых представлял свои произведения. Одновременно с этим, в 1916 г. он выступил с докладом «Кубизм – футуризм суперматизм».
К тому моменту Казимир уже стал автором своего знаменитого триптиха, состоящего из «Черного квадрата», «Черного круга» и «Черного креста». Он основал объединение художников-авангардистов, которое назвал «Супремус».
В середине 1917 г. Малевич возглавил Художественную секцию Московского совета солдатских депутатов, а осенью стал председателем общества «Бубновый валет».
Параллельно с этим Казимир Северинович получил должность комиссара по охране памятников старины, а также стал членом Комиссии по сохранению художественных ценностей, включая ценности Кремля. Тогда же он опубликовал несколько художественных статей и выступил с речью «Заборная живопись и литература».
В конце 1919 г. Малевич обосновался в Витебске, где возглавил мастерскую в Народном художественном училище «нового революционного образца», руководителем которой до этого был
Марк Шагал. Приехав в Москву он организовал первую ретроспективную выставку «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму».
Лейтмотивом выставки стало расположение полотен, где последним этапом оказался «белый». Выставка завершалась показом совершенно чистых картин в подрамниках, что говорило о полном отказе от живописи.
Ярким примером биографы называют художественное произведение Казимира Малевича «Белое на белом» («Белый квадрат»). В следующем году он не написал почти ни одного полотна, погрузившись в создание теоретических и философских работ. Кроме этого, он увлекся архитектурным искусством.
В 1922 г. мужчина окончил свой главный труд «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой». Позднее его избрали в «Объединение современных архитекторов». В тот момент биографии он представил новаторские супрематические архитектурные модели – «архитектоны».
В 1927 г. Малевич побывал в нескольких европейских странах, где его картины участвовали в крупнейших выставках. Приехав домой он какое-то время преподавал в Киевском художественном институте.
Тогда мастер начал все чаще испытывать гонения со стороны действующей власти, которая отвернулась от представителей «реакционного» искусства. Это привело к тому, что Казимир всерьез задумался о переезде за рубеж.
В спешке Малевич увез с собой весь свой архив, который сегодня храниться в
Германии. Советское правительство не простило ему поездок за границу, а тем более того, что там он получил большое признание. В 1930 г. художника арестовали, по обвинению в шпионаже в пользу Германии.
Однако благодаря заступничеству западных коллег и прессы, через пару месяцев Казимир был выпущен на свободу. Интересен факт, что он не побоялся изобразить на своих полотнах реалии
СССР. На картинах той эпохи можно было увидеть крестьян – безликих манекенов на фоне полей.
Таким способом Малевич видел сельских жителей, после раскулачивания и коллективизации. В итоге, он стал подвергаться еще большим гонениям. В конце концов его вновь ненадолго отправили в тюрьму, заподозрив в антисоветской деятельности. Но в декабре Казимир Малевич вышел на свободу.
После выхода на волю, кубист написал ряд картин второго «крестьянского цикла». Позже он участвовал в юбилейной выставке «Художники РСФСР за 15 лет». Считается, что тогда он создал последний, 4-й вариант «Черного квадрата».
В последние годы жизни Казимир Малевич творил в стиле реализма. Ему так и не удалось завершить картину «Соцгород». Особенностью его техники было наложение красок одной на другую. К примеру, для получения синего пятна, мастер на нижний черный слой накладывал синий.
Вследствие этого, зритель видел синий цвет с оттенком темноты. Специалисты, зная о технике Малевича, могли легко определять подделки его картин.
Казимир Малевич | Характерные черты творчества | Влияние на искусство |
---|---|---|
Русский художник, один из основоположников супрематизма | Использует простые геометрические фигуры, чистые цвета и асимметричную композицию | Его стиль оказал влияние на многих художников, в том числе на Пикассо и Мондриана |
Также был теоретиком искусства и философом | Его книга “От кубизма к супрематизму” (1915) стала важным теоретическим документом в истории авангарда | Его идеи повлияли на развитие концептуального искусства и минимализма |
Его самая известная картина – “Черный квадрат” (1915) | Эта картина считается одной из самых важных работ в истории искусства | Она стала символом радикального разрыва с традиционным искусством |
Опыт других людей
Казимир Малевич – выдающийся художник, чье творчество вызывает разнообразные реакции у людей. Одни восхищаются его революционным подходом к искусству и глубоким символизмом работ, другие критикуют за отсутствие понятности. Однако, большинство признают его влияние на развитие современного искусства и его значимость в истории живописи.
Личная жизнь
Первой женой Малевича была дочь пекаря по имени Казимира Зглейц. В этом браке у пары родилось двое детей – Галина и Анатолий. К сожалению, Анатолий скончался от тифа в 15-летнем возрасте.
Вскоре после рождения детей супруги начали отдаляться друг от друга. Казимира считала увлечение мужа живописью баловством. Это привело к тому, что девушка забрала детей к себе. Позже у нее появился новый мужчина, ради которого она бросила сына и дочь, и уехала с ним в неизвестном направлении.
Малевич отправился за детьми в село Мещерское, куда перевезла их Казимира. Здесь он познакомился с Софьей Рафалович, которая временно присматривала за Галиной и Анатолием.
В результате, художник начал ухаживать за Софьей и со временем сделал ей предложение. Изначально влюбленные жили гражданским браком, после чего сыграли свадьбу. В этом союзе у пары родилась дочь Уна. Интересен факт, что отец дал ей такое имя в честь созданного им авангардистского объединения «УНОВИС» (Утвердители нового искусства).
Через несколько лет Софья умерла, оставив мужа с малолетней дочерью на руках. Примерно спустя пару лет Казимир Малевич в 3-й раз отправился под венец с Натальей Манченко, которую был старше на 23 года.
Смерть
Казимир Малевич умер 15 мая 1935 года в возрасте 56 лет. По завещанию, после кончины кубиста его тело предстояло поместить в гроб в форме креста. Однако вопреки волеизъявлению усопшего, гроб был прямоугольной формы, но выполненный в духе супрематизма.
После окончания похоронной процессии тело Малевича кремировали. Над могилой было установлено кубическое надгробие с изображенным на нем черным квадратом. В годы
Великой Отечественной войны
(1941-1945) могила мастера была утеряна. Позднее ее местонахождение определила группа энтузиастов.
Фото Малевича
Если вам понравилась краткая биография Малевича – поделитесь ею в соцсетях.
Частые вопросы
В чем смысл картины Черный квадрат?
Для Малевича смысл «Черного квадрата» заключался в его главенстве над всеми формами в искусстве как первоэлемента, художник называл работу «лицом нового искусства», «царственным младенцем». Для истории развития искусства «Черный квадрат» — это смерть предмета в искусстве.
Чем знаменит Казимир Малевич?
Казими́р Севери́нович Мале́вич (польск. Kazimir Severinovich Malevich, (11) 23 февраля, 1879 — 15 мая, 1935) — русский и советский художник-авангардист, также педагог, теоретик искусства и общественный деятель. Является основоположником супрематизма — одного из направлений абстракционизма.
Кем считал себя Малевич?
Будущий художник считал себя поляком, но в период коренизации в анкетах записывался украинцем. До 12 лет Казимир Малевич прожил в селе Моевка Ямпольского уезда Подольской губернии, но из-за работы отца до 17 лет по году-полтора жил в селах Харьковской, Черниговской и Сумской губерний.
Почему Черный квадрат такой дорогой?
В “квадрате” нет прямых углов, а также он не является чисто чёрным – художник использовал для изображения картины смеси различных цветов. Так как ещё при жизни Малевича картина стала популярной, то позже он изобразил 3 других авторских копии, но самой известной из них осталась самая первая, созданная в 1913 году.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Изучите биографию Казимира Малевича, чтобы понять контекст его творчества и влияние на развитие искусства.
СОВЕТ №2
Ознакомьтесь с основными произведениями Малевича, такими как “Черный квадрат” и “Супрематическая композиция”, чтобы понять его художественный стиль и идеи.
СОВЕТ №3
Исследуйте влияние Малевича на современное искусство и архитектуру, чтобы понять его значимость в контексте мировой культуры.