Лев Выготский

Лев Семенович Выготский – выдающийся советский психолог, чьи исследования и теории оказали значительное влияние на развитие психологии и педагогики. Важно прочитать эту статью, чтобы понять его вклад в развитие психологической науки, его биографию, личную жизнь и узнать больше о его значимости для современной психологии.

Биография Выготского

Лев Выгодский (в 1923 г. изменил фамилию) родился 5 (17) ноября 1896 г. в белорусском городке Орша. Он рос и воспитывался в многодетной еврейской семье. Его отец, Симха Лейбович, был зажиточным торговцем, а мать, Ципа Моисеевна, работала преподавательницей.

Детство и юность

У своих родителей Лев был одним из 8 детей. Все детство его прошло в Гомеле, где его отцу доверили управлять филиалом крупного банка. Одновременно с этим, глава семейства занимался лесоторговлей.

Вместе с братьями и сестрами Лев получал образование у частного педагога Соломона Ашпиза, который практиковал методы
Сократа
и прославился как революционер и социал-демократ. Деятельность Ашпиза, наряду с общением с родственниками, оказали заметное влияние на становление личности ребенка.

В подростковом возрасте Выготский благополучно сдал экзамены за 5 классов, что позволило ему поступить в шестой класс гимназии. Стоит заметить, что последние 2 класса он оканчивал в еврейской гимназии.

В данный период биографии Лев продолжал осваивать древнегреческий, древнееврейский, латинский и
английский
языки. Кроме этого, он сам учил эсперанто. В 1913 г. юноша поступил на медицинское отделение Московского университета, но почти сразу решил перевестись на юрфак.

Параллельно с учебой Выготский издавал очерки на разные литературные темы. Любопытно, что до 1917 г. он часто затрагивал вопросы еврейской истории и культуры.

Льву так и не удалось получить юридическое образование по причине очередного перевода, вследствие чего он окончил обучение на историко-философском отделении Университета им. Шанявского. После этого он какое-то время занимался преподавательской деятельностью. Тогда же у него обнаружили туберкулез.

Мнение эксперта:

Лев Выготский – выдающийся психолог, чьи идеи о развитии человеческого интеллекта и влиянии социальной среды на формирование личности оказали значительное влияние на современную психологию. Эксперты отмечают, что теории Выготского о зоне ближайшего развития и социокультурном подходе к психологии продолжают оставаться актуальными и востребованными в научном сообществе. Его работы оказывают влияние не только на психологию, но и на образование, лингвистику и другие области науки. В целом, мнение экспертов подчеркивает важность и значимость вклада Льва Выготского в развитие современной науки и практики.

Гении и злодеи. Лев Выготский | Неклассический психологГении и злодеи. Лев Выготский | Неклассический психолог

Психология

В начале 1920-х гг. Лев Выготский начал проводить исследования в сфере психологии. В 1923 г. во время 3-х выступлений на Всероссийском съезде по психоневрологии он представил результаты собственных экспериментов. Тогда же он издал свою первую научную работу.

Через год Выготский вместе с семьей обосновался в
Москве, где трудился в Институте экспериментальной психологии. Одновременно с этим, он преподавал в МГУ и читал лекции в различных советских вузах. К тому моменту биографии он вместе с Александром Лурией открыл исследовательский кружок – «круг Выготского – Лурии».

Лев Выготский в школе с учениками

lev-vygotskij-v-shkole-s-uchenikami

Во главе данной организации Лев Семенович побывал в
Германии
и
Великобритании. В скором времени он увлекся неврологией, дефектологией и педологией. Защитив диссертацию он удостоился степени старшего научного сотрудника, которая сопоставима с современной степенью кандидата медицинских наук.

В конце 1927 г. Выготскому доверили возглавить Медико-педагогическую станцию, в которой он проработал около года. Тогда уже была опубликована его работа «Исторический смысл психологического кризиса», на страницах которой он подвергал критике попытки анализа человеческого поведения.

Посредством простых терминов и на основе детской психиатрии и дефектологии, Лев Семенович дал определение сознанию, которое по его мнению имело отношение к понятию аффективных и умственных действий, имевших системный динамический смысл.

Позднее Выготский стал автором очередного научного труда «Мышление и речь». В данной книге он заочно полемизировал с французским коллегой
Жаном Пиаже
относительно эгоцентрической речи. Лев упрекал француза в абстрактном анализе развития высших психических функций, а также в непринятии Пиаже во внимание социальной и культурной среды конкретного индивида.

Однако, Пиаже узнал о критике Выготского в свой адрес, только много лет спустя после его смерти. За годы биографии Лев Семенович успел поработать во многих правительственных, научных и медицинских организациях
СССР.

В 1930-х годах ученый продвигал разные сферы педагогической психологии и закладывал основы культурно-исторической теории. К тому моменту он определял человеческое сознание как совокупность функций, сформулировав понятие единого высшего психологического процесса.

Получив диплом психоневрологической академии, Лев Выготский стал руководителем отдела в столичном учреждении ВИЭМ. Он продолжал писать научные работы по педологии и когнитивному развитию ребенка. Сегодня наследие психолога характеризуется как «культ Выготского», под которым подразумевается слепое поклонение, редко, когда основанное на исследовании работ Льва Семеновича.

Стоит заметить, что в последние годы идеи Выготского были глубоко изучены и пересмотрены, что привело к выявлению систематических фальсификаций и искажению его наследия. Сейчас популярность советского психолога заметно снизилась во всем мире, но его труды по-прежнему остаются предметами научных дискуссий.

Интересные факты

  1. Лев Выготский внёс неоценимый вклад в детскую психологию. В своей концепции «социального развития» он утверждал, что социальное взаимодействие – ключевой фактор в развитии психики ребенка.

  2. Выготский разработал концепцию «зоны ближайшего развития» – области потенциального развития, которая определяет границу между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что он может сделать с помощью взрослых.

  3. Его работы оказали огромное влияние на российскую и мировую психологию и педагогику. Созданный им культурно-исторический подход к изучению психики человека и его развития является одним из наиболее влиятельных направлений в современной психологии.

Л.С. Выготский – Мышление и речьЛ.С. Выготский – Мышление и речь

Личная жизнь

Женой Льва была Роза Ноевна. В этом браке у супругов родилось 2 дочери – Гита и Ася. В будущем Гита пошла по стопам отца, став психологом и дефектологам, тогда как Ася, стала кандидатом биологических наук.

Выготский, Лев Семёнович Периодизация культурно-исторического развития Особенности развития ребенка
1896-1934 Культурно-историческая школа в психологии Определяется общественно-историческими условиями, в которых живет и развивается ребенок
Основатель культурно-исторической школы в психологии Периоды: а) Период младенчества; б) Активный возраст; в) Препубертатный период; г) Подростковый возраст; д) Юность Развитие ребенка не просто биологический процесс, но и социальный процесс, в ходе которого ребенок усваивает культурные нормы, ценности и способы деятельности
Внес значительный вклад в развитие психологии детского развития Кризисы развития: а) Кризис трех лет; б) Кризис семи лет; в) Кризис тринадцати лет Развитие ребенка осуществляется в ведущей деятельности

Опыт других людей

Лев Выготский – выдающийся психолог и педагог, чьи идеи о развитии человеческого интеллекта оказали значительное влияние на современную психологию. Люди отмечают его вклад в понимание взаимосвязи между обучением и развитием, а также его теорию о зоне ближайшего развития. Выготский часто цитируется и используется в образовательных практиках по всему миру, что подчеркивает актуальность его идей и влияние на современное образование.

"ИсторияПРО": Лев Выготский“ИсторияПРО”: Лев Выготский

Смерть

На протяжении последних 15 лет психолога мучил туберкулез, который и стал причиной его смерти. Лев Выготский умер 10 июня 1934 года в возрасте 37 лет.

Фото Выготского

lev-vygotskij-1

Лев Выготский с дочерью

lev-vygotskij-s-docheryu

Лев Выготский с семьей

lev-vygotskij-s-semej
foto-iz-semejnogo-arhiva-vygotskih

Если вам понравилась краткая биография Выготского – поделитесь ею в соцсетях.

Частые вопросы

В чем заключается теория Выготского?

Таким образом, Л. С. Выготский обосновал теорию развития внимания, в которой придал последнему статус культурного развития. По мнению учёного, ребёнок может усвоить (при помощи взрослого) ряд искусственных стимулов (знаков), через которые он в дальнейшем будет управлять своим поведением и вниманием.

Чем известен Выготский?

Автор литературоведческих публикаций, работ по педологии и когнитивному развитию ребёнка. Объединил вокруг себя коллектив исследователей, известный как «круг Выготского — Лурии» (также «круг Выготского»).

Какой вклад внес Выготский?

Выготский оказал большое влияние на развитие отечественной и мировой психологии, психопатологии, патопсихологии, нейропсихологии, психиатрии, социологии, дефектологии, педологии, педагогики, языкознания, искусствоведения, этнографии. С именем Выготского связано возникновение социального конструктивизма.

Какую теорию создал Выготский?

Он создал теорию о “зоне ближайшего развития”.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите основные концепции Льва Выготского, такие как зона ближайшего развития, социокультурный подход и понятие промежуточной зоны развития. Понимание этих концепций поможет вам лучше осмыслить его теории и их применение в практике.

СОВЕТ №2

Исследуйте влияние Льва Выготского на современные образовательные практики и психологию развития. Узнайте, как его идеи используются в современных методах обучения и воспитания, чтобы применить их в своей практике или повседневной жизни.

Оцените статью
Склад фактов
Добавить комментарий