Людвиг Витгенштейн – фигура, чье влияние на философию и логику 20-го века трудно переоценить. Его работы оказали значительное влияние на развитие аналитической философии, логики и философии языка. В этой статье вы найдете биографию, основные факты из жизни и творчества Людвига Витгенштейна, а также увидите редкие фотографии, позволяющие лучше понять этого выдающегося мыслителя.
Биография Витгенштейна
Людвиг Витгенштейн появился на свет 26 апреля 1889 года в
Вене. Он рос и воспитывался в семье сталелитейного олигарха еврейского происхождения Карла Витгенштейна и Леопольдины Кальмус. У своих родителей он был самым младшим из 8 детей.
Детство и юность
Глава семейства являлся одним из богатейших людей Европы. Он планировал вырастить из сыновей зажиточных предпринимателей. В связи с этим мужчина решил не отдавать детей в школу, а дать им домашнее образование.
Карл Витгенштейн отличался суровым характером, вследствие чего требовал беспрекословного подчинения от всех членов семьи. Это негативно отразилось на психике детей. В результате, в молодости трое из 5 братьев Людвига свели счеты с жизнью.
Это привело к тому, что Витгенштейн-старший смягчился и разрешил Людвигу и Паулю посещать обычную школу. Людвиг предпочитал находиться в одиночестве, получая довольно посредственные оценки и крайне трудно находя общий язык с другими ребятами.
Существует версия, согласно которой Людвиг учился в одном классе с Адольфом Гитлером. В свою очередь его брат Пауль стал профессиональным пианистом. Интересен факт, что когда на войне он лишился правой руки, Паулю удалось продолжить играть на инструменте.
В юности Витгенштейн увлекся инженерным делом, а затем и авиаконструированием. В частности, он занимался конструированием пропеллера. Тогда же он стал проявлять интерес к проблеме философских оснований математики.
Мнение эксперта:
Людвиг Витгенштейн – выдающийся австрийский философ, чьи идеи о языке, логике и философии развиты в его работах, таких как “Трактат о логике” и “Философские исследования”. Эксперты отмечают, что Витгенштейн внес значительный вклад в понимание природы языка и его роли в формировании мышления. Его концепция “языковых игр” и идея о том, что язык определяется его использованием в конкретных контекстах, продолжают оставаться актуальными для современной философии и лингвистики. Витгенштейн оказал огромное влияние на развитие аналитической философии и по-прежнему рассматривается как один из ключевых мыслителей XX века.
Философия
Когда Людвигу было около 22 лет он поступил в Кембридж, где был помощником и другом
Бертрана Рассела. Когда в 1913 г. не стало его отца, молодой ученый оказался одним из богатейших людей в Европе.
Важно отметить, что Витгенштейн разделил наследство между родственниками, а также выделил определенную часть средств для поддержки творческих личностей. Сам же он обосновался в норвежской деревне, написав там «Записки о логике».
Исследования парня сопрягались с идеями касающимися языковых проблем. Он предлагал относится к тавтологии в предложениях как к истине, а противоречия расценивать как обман.
В 1914 г. Людвиг Витгенштейн отправился на фронт. Спустя 3 года его взяли в плен. Находясь в лагере для военнопленных, он почти полностью написал свой знаменитый «Логико-философский трактат», который оказался настоящей сенсацией для всего философского мира.
Однако Витгенштейн никогда не стремился к славе, которая обрушилась на него после издания данного труда. В этот период биографии он преподавал в сельской школе, а позже трудился садовником в монастыре.
Людвиг был уверен, что все главные философские проблемы в его трактате уже решены, но в 1926 г. он пересмотрел свои взгляды. Писатель понял, что проблемы по-прежнему существуют, а некоторые изложенные в его книге идеи являются ошибочными.
Тогда же Витгенштейн стал автором детского словаря произношения и орфографии. Одновременно с этим он сделал ряд поправок в «Логико-философском трактате», который стал представлять собой 7 афоризмов.
Ключевая идея заключалась в тождественности логической структуры языка и структуры мира. В свою очередь, мир состоял из фактов, а не из объектов, как он представлялся во многих философских системах.
Весь язык не что иное, как полное описание всего, что есть в мире, то есть всех фактов. Язык подчиняется законам логики и поддается формализации. Все предложения, идущие вразрез с логикой не имеют смысла. То, что возможно описать, может быть сделано.
Трактат завершался седьмым афоризмом звучащим следующим образом: «О чем невозможно говорить, о том стоит молчать». Однако такое утверждение вызвало критику даже у последователей Людвига Витгенштейн, в связи с чем он решил пересмотреть эту доктрину.
В итоге, у философа появились новые идеи, раскрывающие язык как меняющуюся систему контекстов, в которой могут присутствовать противоречия. Теперь задача философии заключалась в создании простых и понятных правил использования языковых единиц и устранения противоречий.
Поздние идеи Витгенштейна послужили образованию лингвистической философии, а также повлияли на характер новейшей англо-американской аналитической философии. Одновременно с этим, на основе его взглядов была сформулирована теория логического позитивизма.
В 1929 г. Людвиг обосновался в
Великобритании, где работал лектором в Тринити-колледже. После аншлюса в 1938 г. он стал гражданином
Германии. Как известно, фашисты с особой ненавистью относились к евреям, подвергая их гонениям и репрессиям.
Витгенштейн и его родственники оказались одними из немногих евреев, которым Гитлер предоставил особенный расовый статус. Во многом это было связано с финансовыми возможностями ученого. Спустя год он получил британское гражданство.
В это время биографии Людвиг читал лекции по математике и философии в Кембридже. В разгар
Второй мировой войны
(1939-1945) он оставил научную деятельность ради работы санитаром в одной из больниц. После окончания войны он покинул Кембриджский университет и сосредоточился на писательской деятельности.
Витгенштейн трудился над разработкой новой философии языка. Ключевым трудом того времени оказались «Философские исследования», изданные уже после смерти автора.
Интересные факты
-
Витгенштейн был самоучкой.Он бросил школу в возрасте 13 лет и обучался самостоятельно, читая книги и изучая работы философов и математиков. Его первый опубликованный труд, «Логико-философский трактат», был написан им в возрасте 29 лет и стал одним из самых влиятельных философских произведений 20-го века.
-
Витгенштейн работал инженером, солдатом и школьным учителем.После окончания школы он изучал инженерное дело в Берлинском техническом университете, но бросил учебу, чтобы стать добровольцем в австрийскую армию во время Первой мировой войны. После войны он работал учителем начальной школы, но в конце концов решил посвятить себя философии.
-
Витгенштейн был известен своим эксцентричным поведением.Он часто переезжал с места на место, вел аскетичный образ жизни и избегал контактов с другими людьми. Он также был склонен к депрессии и несколько раз пытался покончить с собой.
Личная жизнь
Людвиг являлся бисексуалом, то есть имел интимные отношения как с женщинами, так и с мужчинами. В конце 20-х годов он познакомился со швейцаркой Маргаритой Респингер.
На протяжении 5 лет девушка терпела аскетический образ жизни Витгенштейна, но после поездки в
Норвегию
ее терпение лопнуло. Там она окончательно осознала, что не сможет жить под одной крышей с философом.
Любовниками Людвига были как минимум 3 человека: Дэвид Пинсент, Фрэнсис Скиннер и Бен Ричардс. Любопытно, что ученый имел абсолютный слух, являясь прекрасным музыкантом. Также он был хорошим скульптором и архитектором.
Период жизни | Основные этапы жизни и деятельности | Основные работы |
---|---|---|
1889 – 1906 | – Родился в Вене, Австрия. – Изучал машиностроение в Берлинском техническом университете. – Увлекся математикой и логикой. | – |
1906 – 1913 | – Изучал математическую логику под руководством Бертрана Рассела. – В 1911 году написал свою первую философскую работу – “Логико-философский трактат”. – В 1913 году опубликовал “Трактат о логике”. | – “Логико-философский трактат” – “Трактат о логике” |
1914 – 1918 | – Воевал в Первой мировой войне. – Попал в плен в Италии. – В 1918 году был освобожден и вернулся в Англию. | – |
1919 – 1929 | – Изучал философию в Кембриджском университете. – В 1922 году опубликовал “Трактат о всеобщей логике”. – В 1929 году оставил Кембридж и вернулся в Австрию. | – “Трактат о всеобщей логике” |
1930 – 1951 | – Работал учителем в Австрии и Англии. – В 1933 году уехал из Австрии из-за нацистского режима. – В 1939 году получил британское гражданство. – В 1951 году умер в Кембридже. | – “Философские исследования” – “О достоверности” – “Замечания по основам математики” |
Опыт других людей
Людвиг Витгенштейн – выдающийся философ и логик, чьи идеи оказали значительное влияние на развитие современной философии. Его работы вызывают разнообразные реакции у людей. Одни восхищаются его гением и оригинальным мышлением, другие критикуют за сложность и непонятность высказываний. Однако, большинство признают его вклад в понимание языка, мышления и реальности. Витгенштейн остается фигурой, вокруг которой продолжают вестись дискуссии и дебаты, и его работы остаются объектом внимания для многих исследователей и философов.
Смерть
Людвиг Витгенштейн умер 29 апреля 1951 года в возрасте 62 лет. Причиной его смерти стал рак простаты. Он был похоронен согласно католическим традициям на одном из кладбищ Кембриджа.
Фото Витгенштейна
Если вам понравилась краткая биография Витгенштейна – поделитесь ею в соцсетях.
Частые вопросы
Что такое факт у Витгенштейна?
Атомарный факт в философии Витгенштейна – это простая констатация определённого эмпирического положения дел. Примеры атомарных фактов: “эта книга лежит на столе”, “эта книга лежит на полу”, “эта книга лежит на полке шкафа” и т. д.
В чем по мнению Витгенштейна состоит специфика философии?
Главная особенность концепции философии позднего Витгенштейна заключается в том, что он понимал философию не как теорию, а как деятельность, направленную на прояснение и строгое разграничение мыслей. Специфика предмета философии Витгенштейна обусловлена социальной основой языковой практики.
Какое философское понятие связано с именем Л Витгенштейна?
Языкова́я игра́ (нем. Sprachspiel) — философское понятие, введённое Людвигом Витгенштейном в «Философских исследованиях» 1953 года, для описания языка как системы конвенциональных правил, которые соблюдаются в коммуникации.
Кого заменил Витгенштейн?
Кутузова Витгенштейн занял его место главнокомандующего союзной русско-прусской армией в Германии. Но уже в мае того же года, после неудач под Люценом и Бауценом, он сам попросил заменить его Барклаем-де-Толли. В дальнейшем Витгенштейн командовал корпусом, в битве при Бар-сюр-Обе в 1814 г.
Полезные советы
СОВЕТ №1
При изучении Людвига Витгенштейна обратите внимание на его концепцию языковых игр. Попробуйте применить эту концепцию к повседневным ситуациям, чтобы лучше понять, как мы используем язык в различных контекстах.
СОВЕТ №2
Изучите философские работы Витгенштейна в хронологическом порядке, чтобы увидеть эволюцию его мыслей и подходов к проблемам философии. Это поможет вам лучше понять контекст, в котором развивались его идеи.