Система Станиславского

Система Станиславского– это то, на что ссылаются многие успешные люди. Однако что это такое, и в чем суть этого феномена знают не все. Если вам нравится
саморазвитие, значит, вы должны, по крайней мере, теоретически знать систему Станиславского.

Константин Сергеевич Станиславский

Stanislavskiy-Konstantin-Sergeevich

Система Станиславского – это теория сценического искусства, метода актёрской техники. Была разработана русским режиссёром, актёром, педагогом и театральным деятелем
Константином Сергеевичем Станиславским
в период с 1900 по 1910 год.

В системе впервые решается проблема сознательного постижения творческого процесса создания роли, определяются пути перевоплощения актёра в образ.

Естественно, Станиславский использовал в своей работе важные моменты
эвристики
вообще, и
латерального мышления
в частности. Это при том, что тогда этих направлений в
науке
не существовало как самостоятельных дисциплин.

Целью системы Станиславского является достижение полной психологической достоверности актёрской игры.

В основе системы лежит разделение актёрской игры на три технологии: ремесло, представление и переживание.

  1. Ремесло по Станиславскому основано на использовании готовых штампов, по которым зритель может однозначно понять, какие эмоции имеет в виду актёр.
  2. Искусство представления основано на том, что в процессе длительных репетиций актёр испытывает подлинные переживания, которые автоматически создают форму проявления этих переживаний, но на самом спектакле актёр эти чувства не испытывает, а только воспроизводит форму, готовый внешний рисунок роли.
  3. Искусство переживания — актёр в процессе игры испытывает подлинные переживания, и это рождает жизнь образа на сцене.

Система в полной мере описана в книге К. С. Станиславского «Работа актёра над собой», которая вышла в свет в 1938 году.

Станиславский умер в 1938 году, однако его научные достижения и творческое осмысление
психологии человека
актуальны и по сей день. В данной статье мы рассмотрим 7 основных принципов, из которых состоит система Станиславского.

  1. Система Станиславского – это одно из самых важных понятий в мире театра и актерского мастерства. Понимание ее основ и принципов позволит вам лучше понять и оценить процесс создания и интерпретации ролей, а также применить эти принципы в своей повседневной жизни.

    Действие – основа сценического искусства

Система Станиславского является достаточно условным понятием. Сам автор признавался в том, что научиться мастерству и набраться опыта, ученик может лишь при тесном общении с учителем.

То есть на расстоянии добиться хорошего результата просто невозможно. Интересно, что многие понимают систему Станиславского по-разному. Даже главные ее условия могут отличаться у тех или иных актеров или режиссеров.

Центральным элементом системы нужно считать

принцип действия
.

Действие в свою очередь является основой сценического искусства, поскольку любой спектакль состоит из множества действий, каждое из которых должно приводить к достижению какой-то конкретной цели.

При выстраивании своей роли, артисту не стоит просто имитировать
эмоции и чувства
своего персонажа, поскольку тогда его игра окажется фальшивой.

Напротив, актер обязан пытаться выстраивать цепочку, состоящую из простых физических действий. Благодаря этому его игра на сцене будет правдивой и естественной.

  1. Мнение эксперта:

    Система Станиславского, разработанная известным русским актером и режиссером Константином Станиславским, является одной из основных методик актерской игры. Эксперты отмечают, что данная система значительно повлияла на развитие театрального искусства, а также на подход к актерской игре в целом. Она предлагает актерам глубокое погружение в роль, анализ внутреннего мира персонажа и создание естественной и правдоподобной игры. Эксперты подчеркивают, что система Станиславского остается актуальной и востребованной в современном театре и кино, и продолжает оказывать значительное влияние на формирование актерского мастерства.

    https://www.youtube.com/embed/p6kW7vOmslU

    Не играть, а жить

Правдивость, в системе Станиславского является одним из самых важных элементов. Ни один актер или режиссер не может изобразить что-то лучше, чем то, что существует в природе, в реальном мире.

Природа – это и главный художник, и инструмент, а значит именно ее нужно использовать. Во время выступления перед публикой надо не просто исполнять роль, а всецело жить ею.

В записях самого Станиславского встречается следующая фраза: «При своем показе Хлестакова я тоже минутами ощущал себя самого в душе Хлестаковым». Любая роль должна стать важной составляющей самого артиста.

Но, чтобы достичь такого результата, выступающему следует задействовать свой жизненный опыт и фантазию, благодаря чему ему удастся поверить в то, что он исполняет именно те действия, что и его герой.

В таком случае все составляющие роли и ваши актерские задачи будут не надуманными, а буквально частями вас самих.

  1. Анализ

Человек так устроен, что он зачастую не способен анализировать собственные эмоции. Ему не удается замечать, что он чувствует, когда ест, ходит или говорит. Также нам не свойственно анализировать поступки иных людей.

Актер же напротив, обязан быть очень хорошим исследователем. Например, ему стоит во всех подробностях исследовать то, как проходит его обычный день. Или наблюдать за поведением человека, пытающегося понравиться людям, к которым он пришел в гости.

Эти и другие наблюдения должны стать привычными. Благодаря этому, актер или режиссер сможет собрать определенную информацию и набраться опыта. Помимо всего прочего, ему удастся грамотно выстраивать цепочку физических действий, а значит и переживаний своего персонажа.

  1. https://www.youtube.com/embed/hHaDsonHi2w

    Опыт других людей

    Система Станиславского – это метод актерской подготовки, который получил широкое признание в мире театра. Люди, знакомые с этим методом, отмечают его эффективность и значимость для развития актерского мастерства. Они отмечают, что благодаря принципам Станиславского им удается лучше понимать своих персонажей, глубже вживаться в роль и создавать более убедительные образы на сцене. Многие актеры признают, что их работа стала более осознанной и эмоционально насыщенной благодаря применению этой системы.

    Простота, логика и последовательность

По мнению Станиславского партитура (цепочка) физических действий должна быть максимально простой и ясной. В связи с тем, что артисту приходится сотни раз выступать перед зрителями, он должен вновь и вновь переживать свою роль, а при сложной схеме действий он непременно запутается.

Ему окажется гораздо труднее выражать какие-нибудь эмоции на сцене, а зрителю в свою очередь, будет сложнее анализировать его игру. Станиславский полагал, что практически все действия людей весьма логичны и последовательны. Поэтому такими же они должны быть и во время театральной постановки.

Логика
и последовательность должны присутствовать во всем: в
целях, желаниях, размышлениях, эмоциях, поступках и прочих областях. В противном случае будет происходить все та же неразбериха.

  1. https://www.youtube.com/embed/1nP4DAqd41o

    Сверхзадача и сквозное действие

Одним из самых важных условий системы Станиславского является такое понятие, как

сверхзадача
. Ни артисты, ни режиссеры, ни в коей мере не должны пренебрегать идей автора пьесы в угоду собственным мнениям.

Режиссер обязан всецело раскрывать идею автора и пытаться выражать ее на сцене. А актером, помимо этого, следует еще и максимально глубоко проникаться идеями своих героев. Сверхзадача состоит в том, чтобы выразить главную мысль произведения, поскольку в этом и заключается основная задача спектакля.

Все участники актерского коллектива должны стараться достигнуть данной цели. Добиться этого можно при условии выяснения главной линии действия, проходящей через все части произведения и называющейся

сквозным действием
.

  1. Коллективность

Сверхзадача станет доступной лишь при условии, когда все артисты объединят свои усилия в работе над спектаклем. Станиславский утверждал, что взаимная уступчивость и понимание общей цели чрезвычайно важны.

Когда артист старается проникнуться идеями художника, писателя или режиссера, а художник или писатель в желания актера – то в таком случае все будет великолепно. Артисты обязаны любить и понимать то, над чем они работают, а также уметь уступать друг другу.

При отсутствии в актерском коллективе взаимоподдержки, искусство будет обречено на провал. Многие из вас наверняка слышали знаменитую фразу Станиславского:

«Любите искусство в себе, а не себя в искусстве»
.

  1. Воспитание театром

Искусство непременно должно быть хорошим воспитателем, как для актерской труппы, так и для публики, пришедшей в театр. Сам Константин Сергеевич признавал, что основной задачей театрального искусства является развлечение.

Но в тоже время он дополнял свою мысль следующим образом:

«Публика идет в театр для развлечения и незаметно для себя выходит из него обогащенная новыми мыслями, ощущениями и запросами благодаря духовному общению с ней авторов и артистов»
.

Очень важно помнить о том, что зрители будут посещать спектакли, как в качестве развлечения, так и для того, чтобы отвлечься от бытовых хлопот, семьи и работы. Но само собой, это никоим образом не должно подстегивать актеров идти на поводу у публики.

Ведь когда зрители рассаживаются по местам и в зале гасят свет,

«мы можем вливать им в душу все, что захотим»
, – говорил Станиславский.

Теперь вы знаете, что такое система Станиславского, и ее основные постулаты. Если вам понравилась данная статья – поделитесь ею в социальных сетях.

Если же вам нравятся
интересные факты
вообще и
развитие личности
в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Частые вопросы

В чем суть системы Станиславского?

«Психотехника» Станиславского — наиболее традиционная теория сценического искусства, направленная на полную психологическую достоверность актерской игры. Это техника внутреннего переживания и эмоций. Основное правило: актер должен сам переживать то, что происходит с его персонажем, понимать причины и цели его действий.

В чем разница между системой Станиславского и Чехова?

Принципиальное отличие между ними состоит в том, что чеховская система предполагает, что актер изображает переживания героя на основе своего творческого воображения, а система Станиславского подразумевает вживание в образ с реальными переживаниями актером тех эмоций, которые заложены в роли.

Кто из актеров работает по Станиславскому?

Марлон Брандо Актер первым в истории американского кинематографа построил успешную карьеру на системе Станиславского. … Дэниел Дэй-Льюис Дэниел Дэй-Льюис придерживался системы Станиславского практически во всех работах. … Кристиан Бэйл … Холли Берри12 янв. 2023 г.

Какую систему создал Станиславский?

Создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении ста лет имеет огромную популярность в России и мире. В 1888 году стал одним из основателей Московского общества искусства и литературы.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Изучите основные принципы метода Станиславского, такие как вера в образ, эмоциональная память и действенная вероятность, чтобы понять основы системы.

СОВЕТ №2

Практикуйте техники метода Станиславского, проводя импровизации, анализируя роль и работая над эмоциональной подготовкой, чтобы улучшить свои актерские навыки.

СОВЕТ №3

Изучите биографию и творчество Константина Станиславского, чтобы понять контекст развития его метода и его влияние на современное театральное и киноискусство.

Оцените статью
Склад фактов
Добавить комментарий