Жан Пиаже

Жан Пиаже – выдающийся швейцарский психолог, чьи исследования в области детской психологии и когнитивного развития оказали огромное влияние на мировую науку. Важно прочитать эту статью, чтобы понять его вклад в психологию, его биографию, а также узнать о ключевых моментах его теории и исследований.

Биография Жана Пиаже

Жан Пиаже появился на свет 9 августа 1896 г. в швейцарском городе Невшатель. Он рос в семье профессора средневековой литературы Артура Пиаже и его жены Ребекки Джексон.

Детство и юность

Еще в детские годы Жан начал увлекаться наукой, читая книги по биологии и зоологии. Когда ему было около 11 лет, он издал свою первую небольшую статью, посвященную воробьям-альбиносам. Тогда же он проявлял живой интерес к малакологии – разделу зоологии, изучающему моллюсков.

Еще до выпуска из школы Пиаже напечатал несколько научных работ. Он настолько хорошо разбирался в моллюсках, что ему даже предложили работу смотрителя коллекции моллюсков в Женевском музее.

В возрасте 20 лет Жан Пиаже уже имел репутацию высококвалифицированного малаколога. В 1918 г. он успешно защитил диссертацию по естественным наукам, удостоившись степени доктора философии в Невшательском университете. В данный период биографии он начал увлекаться психоанализом, который в то время пользовался огромной популярностью.

Мнение эксперта:

Жан Пиаже – выдающийся швейцарский психолог и педагог, чьи исследования в области развития детского мышления оказали значительное влияние на современную психологию. Эксперты отмечают, что его теория когнитивного развития детей стала основополагающей для понимания процессов усвоения знаний и формирования личности. Пиаже считал, что дети активно строят свои собственные знания через взаимодействие с окружающей средой, а также через ассимиляцию и аккомодацию. Его работы остаются актуальными и важными для понимания детского развития и образования.

Психология мышления. Жан Пиаже.Психология мышления. Жан Пиаже.

Психология

В студенческие годы Жан занимался изучением эпистемологии – философско-методологической дисциплины, исследующей знание как таковое, его строение, функционирование и развитие. Став дипломированным специалистом, он обосновался по
Франции.

Тут Пиаже начал преподавать в школе для мальчиков. Именно тогда он заметил ряд особенностей детского мышления. Директором учебного заведения был Альфред Бине. Интересен факт, что Бине является автором теста IQ.

Когда Жан вместе с Альфредом занимался проверкой тестов, он увидел, что ученики младших групп не давали правильных ответов на вопросы, которые не вызывали трудностей у более старших ребят. При этом структура заданий была идентичной.

zhan-piazhe-v-molodosti

Пиаже пришел к выводу, что дети допускают одинаковые ошибки, которые не приемлемы для более старших людей. Данная идея сегодня известна в психологии как – теория когнитивного развития. Позднее он сосредоточился исключительно на психологии, возглавив в 1921 г. женевский Институт Руссо.

Следующие 58 лет биографии Жан Пиаже посвятил исследованию социологической, биологической и логической стадиям развития детского интеллекта и мышления. По его словам ребенок познавал мир в 3 этапа:

  • с рождения до 2-х лет – неразделенность мира и собственного «Я»;
  • с 2 до 11 лет анимизм (вера в существование души, духов и одушевленность природы);
  • после 11 лет – артификализм (понимание мира как сотворенного руками человека).

Представленные 3 этапа Жан вывел посредством клинического общения с ребенком. Он начинал разговор с малышом с какого-либо традиционного вопроса, а потом, в зависимости от ответа, продолжал беседу в свободной форме. В ходе общения он задействовал фотографии, предметы и нередко других людей.

До 2-летнего возраста малыш мнит себя центром мироздания, живя по принципу – «я делаю что хочу». В данный момент биографии он еще не умеет представлять себя на месте другого. На втором этапе индивид постепенно переходит от парадигмы «я делаю что хочу», к принципу – «я делаю, что должен».

Заметную роль в этом играют взрослые люди, которые по мнению ребенка, принуждают его к разным действиям, к примеру, учат его ходить или разговаривать. Практика показывает, что до 11-12 лет человек обычно не умеет перенимать точку зрения другого человека.

Когда ровесник пытается навязать ему собственное восприятие мира, это переходит в ссору. И только в подростковом возрасте индивид начинает обладать способностью объективного восприятия окружающего мира. До конца своих дней данное формирование может претерпевать много изменений, по причине приобретения нового опыта.

Разработанным Жаном психическим моделям поведения разновозрастных детей, соответствуют умственные, языковые и мыслительные модели. Противником теории Пиаже был советский психолог Лев Выготский.

Жан Пиаже награждается премией Эразма

zhan-piazhe-nagrazhdaetsya-premiej-erazma

Мужчина говорил, что на развитие детей серьезно влияют как культурная, так и социальная среда, вследствие чего недопустимо сравнивать всех по одному принципу. Другие коллеги Пиаже упрекали его в том, что он не учитывал в своих работах индивидуальные особенности ребенка, включая скорость обработки информации и память.

А ведь данные факторы также помогают объяснить причину того, почему одни дети развиваются быстрее своих сверстников, а другие нет. Не смотря на критику, Жан оставил заметный след в психологии. Выведенная им теория когнитивного развития сегодня актуальна в ряде научных областей. За годы биографии психолог стал автором более 60 книг и нескольких сотен статей.

Интересные факты

  • Жан Пиаже — один из основоположников генетической психологии, который считал, что когнитивное развитие человека проходит через определенные стадии, которые следуют друг за другом в неизменном порядке.

  • Пиаже выделил четыре стадии когнитивного развития: сенсомоторную, предоперационную, стадию конкретных операций и стадию формальных операций. Каждая стадия характеризуется определенными умственными способностями и способами мышления.

  • Пиаже был одним из первых психологов, который изучал развитие детей младшего возраста. Он провел много наблюдений за своим собственными детьми, а также за детьми в детских садах и школах. На основании этих наблюдений он разработал теорию когнитивного развития, которая до сих пор оказывает большое влияние на изучение психологии детей.

Теория Пиаже о Когнитивном РазвитииТеория Пиаже о Когнитивном Развитии

Личная жизнь

В 1923 г. Пиаже вступил в брак со своей студенткой по имени Валентин Шатенау. В этом союзе у пары родилось 3 ребенка, которых отец изучал с ранних лет.

Стадия развития Возраст Основные характеристики
Сенсомоторная 0-2 года Ребенок познает мир через свои ощущения и действия.
Предметная 2-7 лет Ребенок начинает использовать символы и понимать, что предметы могут иметь разные свойства.
Конкретно-операциональная 7-11 лет Ребенок начинает мыслить логически и понимать отношения между предметами.
Формально-операциональная 11 лет и старше Ребенок начинает мыслить абстрактно и гипотетически.

Опыт других людей

Жан Пиаже, известный швейцарский психолог и педагог, оказал огромное влияние на современное понимание развития детей. Его работы вызывают интерес и обсуждения среди специалистов и родителей. Одни высоко ценят его теорию стадий когнитивного развития, другие критикуют за узость исследований. Однако, многие признают его значимость и вклад в психологию и образование.

06  Жан Пиаже и Конструктивизм (2017 Личность и её Трансформации)06 Жан Пиаже и Конструктивизм (2017 Личность и её Трансформации)

Смерть

Жан Пиаже умер 16 сентября 1980 года в возрасте 84 лет.

Фото Жана Пиаже

Жан Пиаже с семьей

zhan-piazhe-s-semej
zhan-piazhe-2
zhan-piazhe-3
zhan-piazhe-5
zhan-piazhe-1
zhan-piazhe-6

Если вам понравилась краткая биография Жана Пиаже – поделитесь ею в соцсетях.

Частые вопросы

В чем заключается теория Пиаже?

Суть теории В своей теории Пиаже делает акцент на том, что фактор равновесия организма и внешней среды играет один из ключевых моментов в смене стадий. Организм стремится находиться в равновесии для оптимального функционирования, и интеллект — самое совершенное средство для этого.

Как называется теория Жан Пиаже?

Когнитивное развитие (от англ. Cognitive development) — развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Теория когнитивного развития была разработана швейцарским философом и психологом Жаном Пиаже.

Что открыл Пиаже?

Именно поэтому Пиаже в качестве доказательства своей концепции приводит наблюдения над детьми во время беседы. Пиаже разработал метод клинической беседы, который заключается в том, что психолог во время проведения беседы удерживает тематику, но вопросы не фиксированы, а могут меняться в зависимости от ответов ребёнка.

Каков вклад Ж Пиаже в психологическую науку?

Жан ПИАЖЕ (1896 – 1980) – выдающийся швейцарский психолог, логик, философ, один из основателей генетической психологии. Основной вклад Фресса в экспериментальную психологию заключается в том, что он осуществил важнейшие экспериментальные исследования, призванные прояснить сущность восприятия времени.

Полезные советы

СОВЕТ №1

При изучении темы Жана Пиаже рекомендуется начать с основных понятий его теории развития, таких как ассимиляция, аккомодация и схемы.

СОВЕТ №2

Изучите примеры из реальной жизни, чтобы лучше понять, как применяются концепции Пиаже в развитии детей и в образовании.

СОВЕТ №3

Не забывайте о критиках и альтернативных точках зрения на теорию Пиаже, чтобы получить более полное представление о ее значимости и ограничениях.

Оцените статью
Склад фактов
Добавить комментарий